Категория: Памятки родителям

 

10 заповедей для родителей

Януш Корчак

 

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать собой, а не тобой.

2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.

4. Не унижай!

5. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по его силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай внимание на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь, но не делаешь.

8. Ребёнок это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общайся с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

 

«Сто детей – сто людей»

 

Януш Корчак учил любви. Любви к детям. Он посвятил им свою жизнь, создав «Домkorczak334 сирот» в Варшаве и работая с сиротами, беспризорниками и трудновоспитуемыми детьми. Днём он работал с детьми, а ночью писал книги: сказки для детей и книги для взрослых о том, как общаться с детьми. Главный принцип его системы - это «самовоспитывающая активность детей», помощь в формировании навыков «самопознания, самоконтроля, самооценки». Подробно эта система изложена в его книге «Как любить ребенка», написанной во время первой мировой войны на фронте.

Можно сказать, что Корчак писал не о детях, а о людях: «Ребёнок, прежде всего, человек, которого внимательный педагог должен изучать и относиться к нему с уважением и доверием». И, прежде всего, Януш Корчак учит нас воспитанию в себе необходимых высоких качеств характера, которые позволят общению с детьми быть позитивным и плодотворным. Он учил мужеству и любви.

 

Он, в частности, писал:

 

«Поскольку разочарование в любви острее, чем просто нелюбовь, то появляется мстительное желание «сломать», «подавить», «заставить», «потребовать». У самых порядочных людей̆, бывает, вырастают дурные дети лишь потому, что отец в какой-то момент разочаровался в сыне, то есть, оставил его одного перед лицом жизни, душой̆ оставил».

 

Детство – это не подготовка к другой, взрослой жизни, детство – самоценный период жизни человека, это сама жизнь. «Детские годы – это горы, с которых река берёт начало, и где она определяет своё направление», - писал Корчак, он неоднократно подчёркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, что без пережитого во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека. Ответственность за сегодняшний день ребёнка, по мнению Корчака, несёт воспитатель:

 

«Этот сегодняшний день должен быть ясным, полным радостных усилий, ребячий, без забот, без обязанностей свыше лет и сил. Я обязан обеспечить ему возможность израсходовать энергию, я обязан… дать ребёнку всё солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая ему положена, независимо от заслуг или вин, достоинств или пороков».

 

Януш Корчак не раз подчёркивал право детей на уважение и обращал внимание на неверное отношение к детям как существам низшим. «Есть как бы две жизни, - подчёркивает он в своих книгах, - одна важная почтенная, а другая – снисходительно нами допускаемая, менее ценная». В своих работах он доказывает взрослой половине человечества, что «сто детей – сто людей, которые не когда-то там, а уже сейчас люди».

Однако Корчак не был сторонником свободного воспитания, не принимая крайности: ни путь запретов, ни практику вседозволенности, поскольку результаты этих крайностей будут одинаково печальны. «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребёнка, мы отнимаем ребёнка у жизни», – пишет он. Стало быть, всё позволять? «Ни за что: из скучающего раба мы сделаем его изнывающим от скуки тираном». Нужно просто понять ребёнка, увидеть в нём человека, сегодня живущего свою жизнь, поверить ему, отличить простой каприз от большого желания или мечты, достижение которой принесёт ему самую высокую радость – радость достигнутой цели, раскрытой тайны.

 

© Источник: Журнал "Час Х", N2(5) май 2011, публикуется с разрешения редакции.