Категория: Памятки родителям

 

Если малыш не уверен в себе

 

Ребёнок бывает неуверен в общении, в принятии решений, в выборе моделей поведения в конкретной ситуации. И в каждом случае могут быть несколько причин этой неуверенности.

Первая причина – функциональные особенности организма и психических процессов, которые в более старшем возрасте определяют как темперамент меланхолика. Высокая чувствительность к внешним раздражителям, низкая активность в поведении, сосредоточенность на внутренних состояниях и переживаниях не позволяют такому человеку быть открытым миру, сверстникам, незнакомым людям, бесстрашно общаться с ними с опорой на свои силы и возможности.

Вторая причина – это результат родительских программ общения со своим чадом, когда ребёнок живёт, часто выполняя приказы и команды уверенных в своей правоте волевых родителей, знающих, что полезно и пора делать их любимому «малышу», даже если, он уже вырос до собственного права голоса в семье.

 

В этом случае у ребёнка не проявляются способности и не формируются навыки принимать свои собственные решения в быстро меняющихся ситуациях общения с людьми, и окружающие всегда будут ощущать, что он не уверен в себе.

 

А ведь у каждого человека жизнь строится на основе веры в свои силы, на основе наработки принятия решений и ответственности за них. Что делать?

Зная особенности ребёнка и наблюдая за собой, родители могут понять причины неуверенности и осознать, что в любой ситуации полезнее не командовать ритмом жизни и поведением ребёнка, а предлагать ему делать выбор. Можно сказать: «Прибери игрушки на место», а можно спросить: «У тебя получится прибрать игрушки перед сном?» Можно команды типа иди за стол, пора спать и т.п., заменять на просьбы и вопросы, давая возможность ребёнку искать ощущения и ответы, на что можно использовать свой запас времени и сил. Это могут быть такие формы общения: Тебе хочется перекусить? Ты готов отдохнуть? Сможешь быстро собраться гулять? У тебя получится мне помочь? И главное, в любых случаях проявления неуверенности у ребёнка не допустимы насмешки и ирония взрослых.

А вот благодарность, за то, что он их порадовал своими успехами, подбадривание, похвала, вера в его силы и возможности, обсуждение его побед, могут принести успех. В этом случае зарождаются ростки воли у ребёнка, проявляется интуиция – опыт души для проявления своих сил и возможностей.

 

© Инна Леви, школьный психолог, специально для сайта «Детки-Лучики».