Отрывок из книги «Почему не прожить нам жизнь героями духа». Мысли в учительской. Ш. Амонашвили
1. Друзья мои, учителя-коллеги! Не кажется ли вам, что жизнь учителя — подвиг? А учитель — герой? Герой Духа! Мы предназначены быть героями Духа, но что с нами происходит? Мы творим жизнь, а творимая нами жизнь уходит в песок. Мы — художники жизни, но картины жизни, созданные нами, порой возмущают нас самих — они безлики, размыты, иногда попросту безобразны. Мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становятся всё больше. Мы любим детей, но дети недолюбливают нас, а в обществе любовь не умножается. Мы даём уроки, но от них не видим никакого чуда. Мы дарим детям знания, а они не радуются. Мы несём обществу благо, а общество неблагодарно нам. Мы причастны к качеству жизни, а жизнь становится всё хуже и хуже, в ней вот-вот восторжествует бездуховность и безнравственность, то есть тьма.
2. Коллеги! Мы рождены быть героями Духа. Но Дух наш тускнеет и гаснет. Не отсюда ли главные беды нашего образовательного мира и все трагедии воспитания? Герой Духа мыслит духовно и героически, а мы унижаем себя, мыслим грубо материально и считаем себя маленькими людьми, от которых ничего не зависит. Герой Духа призван помочь ребёнку раскрыть в себе Божественный образ, а мы насилуем его голыми знаниями. Герой Духа ради спасения одного погибающего ребёнка положит жизнь свою, а мы не страдаем из-за убежавших от нас и пропавших миллионов детей. Герой Духа ставит перед собой цель вести детей к Свету — к духовному и нравственному прозрению, а мы возвеличиваем горсть выгодно продаваемых знаний. Герой Духа утверждает Педагогику Света, а мы насаждаем педагогику серости и насилия. Герой Духа живет чувством долга ответственности перед Богом за воспитание ребёнка, а наша ответственность не уходит дальше министерских предписаний. Герой Духа не забывает ни днём, ни ночью, что он герой Духа. А мы забыли о нашем Высоком Предназначении.
3. Друзья мои, учителя-коллеги! Мы рождены быть Героями Духа. Но не погрузился ли кто в липкую трясину земных забот и потому принимает детей за сосуды для хранения в них жидких знаний? Не порвал ли кто свою связующую с Высшим серебряную нить и потому стал скукой для своих учеников? Не покинуло ли кого ангельское терпение перед неуравновешенным и неугомонным детством, которое есть Божья нива, и потому превратился он в тучу смога над Божьей нивой? Не потерял ли кто Веру, Надежду и Любовь к детям и потому блуждает, как призрак, в тёмных лабиринтах воспитания? Не иссякли ли у кого благородные чувства, и потому не превратился ли кто в бесчувственного и озлобленного надсмотрщика за детьми? Не стал ли кто падшим ангелом и потому наращивает в жизни детей бездуховность? Не променял ли кто учительскую совесть на хрустальную вазу или на позолоченный столовый набор? Не подгоняет ли кто свои дары Духа к грошам вознаграждения учительского труда? Но, может быть, заброшен кто в огород образования случайно и падает, как камень, на головы ни в чём не повинных детей? А может быть, кто нашёл в огороде образования скудный кусок хлеба за свои хилые способности и радуется теплу, обретённому в тине? Невежество и злоба, зависть и серость по-прежнему проникают в огород образования, как насекомые, грызущие корни молодых саженцев. Как же нам быть? Звать Диогена, чтобы он днём со свечой в руке отличал учителя от не учителя среди нас? Кто отделит плевелы от зёрен? Мы же все называемся учителями!.. Ведь нам нужно, чтобы школа обновлялась постоянно. Говорю от имени П.П.Блонского: «Учитель, смотри, не являешься ли часто именно ты сам главным препятствием обновления школы?» Добавлю от себя: не обманывайтесь, ибо дети, так же как Бог, видят всё... Бойтесь! |