Можно ли «бросить музыку»? Записки педагога.
Вот одна из таких историй.
Андрюша учился игре на фортепиано. С семи до одиннадцати лет дела шли хорошо. Надо отметить, что в музыкальных школах на фортепиано редко учатся мальчики. Чаще они выбирают духовые инструменты – труба, кларнет, саксофон привлекают их больше. До 4-го класса Андрей с интересом учился и хорошо сдавал экзамены. А закончив 4-й класс, он неожиданно заявил маме, что не хочет больше заниматься на фортепиано, хотя любит музыку и мои уроки. Его встревоженная мама пришла ко мне чуть ли не со слезами на глазах и рассказала о том, чем её расстроил сын. «Как же так? И вы, и мы, родители, столько труда в него вложили!». Она вспоминала о том, как присутствовала на моих уроках в первом классе, чтобы запомнить всё, что я говорила Андрею во время уроков, чтобы потом помогать ему в выполнении домашних заданий. Вспомнила мама и о том, как сын сдавал первый экзамен по фортепиано и получил первую пятёрку. Как он был счастлив тогда! С каким восторгом он рассказывал, что учительница музыки сыграла красивую пьесу, и что он будет её играть на следующем экзамене. После каждого урока он приходил и рассказывал, что нового он узнал о музыкальных тайнах: как правильно извлекать на фортепиано певучие звуки, как сыграть аккорд так, чтобы он звучал глубоко, а не шлёпался, как блин на клавиатуру и многое другое. Сколько светлых дней прожила вся семья Андрея, пока он учился в музыкальной школе, как радовалась его бабушка, что внук хорошо учится и получает отличные оценки. И теперь он заявил, что хочет бросить музыку… Выслушав расстроенную маму, я сказала, что бывают такие случаи, когда дети чувствуют, что программа обучения усложняется и придётся больше заниматься на инструменте. Не все к этому готовы. В добавок, друзья мальчишки постоянно зудят: «да брось ты эту музыку, лучше пошли в футбол погоняем!». Тогда же я заметила, что музыку нельзя бросить, она вечна, а вот остаться без музыки можно очень быстро, несмотря на затраченные усилия, время и средства. Тогда же я предупредила Нину Александровну, что выросший Андрей может упрекнуть родителей за то, что они не настояли на продолжении его учёбы. Ещё об одном моменте, я напомнила маме своего ученика - что человек, который не доводит дело до конца, может стать таким в течении всей своей жизни. Родители должны помнить об этом. На сбор класса 1 сентября Андрей не пришёл. Прошло несколько лет, и однажды я встретила маму Андрея на улице. Мы взаимно обрадовались встрече. Я спросила как дела у Андрея, и узнала, что после девятого класса он поступил в кинотехникум, слушает много разной музыки и очень жалеет, что не закончил музыкальную школу. Однажды она услышала от него упрёк в том, что он был глупый, а она позволили ему бросить занятия в музыкальной школе. Маме и бабушке было очень горько услышать это от сына. Они поняли, что не сдали один из своих родительских экзаменов… Эта житейская история подтвердила мои наблюдения: ребёнок должен уметь преодолевать сначала не большие, а затем нарастающие трудности. Так выковывается характер маленького человека, крепнет воля к победе над ленью. Не важно, чем занимается ваш ребёнок – хореографией, народными танцами, изучением языка, музыкой или дзюдо, он должен научиться делать это хорошо и довести дело до завершения.
© Зоя Боровик, Ростов-на-Дону, преподаватель музыкальной школы по классу фортепиано. Специально для сайта "Детки-Лучики".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Влияние детства на взрослую жизнь Как встречать превратности судьбы
|