Мирный атом
Кто ответит на вопрос, в какой момент у ребенка появляется пламенный моторчик, который не даёт ему остановиться ни на секунду? И откуда он берется? А главное, что с ним делать? Мы с мужем разглядели этот моторчик у нашего сынишки, когда ему было… две недели. Ребёныш совершенно отказывался лежать, возмущался, если не видел, что происходит вокруг, спал мало, очень любил хорошенько поплавать и понырять в ванной, а потом хорошенько поесть. С тех пор прошло два с половиной года. Сын подрос, а вместе с ним и его энергетические ресурсы.
На протяжении этого времени мы учились и продолжаем учиться направлять его энергию в мирное русло. Первый вывод, который был сделан из практики, — надо как можно больше дел делать вместе с ним. Сейчас мы вместе пылесосим, моем полы и посуду, чистим овощи, стираем, убираем вещи на места и разбираем сумки из магазина.
Для меня, было сложно дать ребенку в руки даже пылесос, не говоря уж об овощечистке. Ведь так силен страх, а значит, как говорил Иоанн Богослов, «несовершенство в любви»! И тут необходимо каждый раз напоминать себе о том, что в мире вообще «все в надежных руках». И наши любимые Божественные МАТЬ-ОТЕЦ дают нам свободу воли и возможность ошибаться, а также самим сталкиваться с последствиями своих действий и исправлять свои ошибки.
Пожалуй, это единственная эффективная модель воспитания. Нашему сыну еще и двух не было, когда он чистил морковку для супа и порезался. Порезался он потому, что не хотел, чтобы морковку держала я, как ему предлагалось. Он хотел чистить сам, несмотря на мои предупреждения, что можно порезаться. Понимая, что овощечисткой невозможно пораниться очень сильно, я позволила ему это, хотя, надо сказать, пришлось внутренне попотеть. После этого случая, он чистил овощи только из моих рук. И только спустя полгода стал снова пробовать сам, но очень внимательно и осторожно, уже обращая внимание на свои пальчики. Похожая, но совсем безобидная история у нас была с его любимой футболкой. Малыш не хотел с ней расставаться, ходил в ней целый день и дома, и на прогулку, и, когда подошло время купания, настаивал на купании в ней. Сначала я пыталась его отговорить, объясняя, что футболка будет мокрая и тогда он не сможет в ней ходить, но все тщетно. Конечно, в первую же минуту купания, когда футболка промокла, сын захотел ее снять. А после, разумеется, захотел надеть, но не смог. Расстроился, но все понял.
Великие Небесные Родители из любви к нам дают нам прекрасные жизненные ситуации для нашего развития, для повышения нашего сознания. Это же необходимо делать и земным родителям по отношению к своему ребенку. На мой взгляд, эта тема отлично раскрыта Марией Монтессори, система обучения которой основана на создании для ребенка развивающей среды и уважении его выбора рабочего материала.
Делать свои дела вместе с ребенком также чудесный шанс научить его делиться. Наш мальчик очень любит мыть полы шваброй. Раньше он просто отбирал ее у меня, как только видел, и не соглашался отдать обратно, приходилось переключать внимание, решать дело хитростью. Что такое «по очереди» удалось объяснить не сразу. Однако и дня не прошло, как это понятие было усвоено. В бассейне, куда мы регулярно ходим, малыш очень полюбил одного малыша и надевал на него свои очки для плавания. Тогда тот малыш стал нырять в этих очках и возвращаться к моему, возвращая ему очки, чтобы и он нырнул. Сын перенес этот опыт в наш быт: теперь мы моем полы по очереди.
© Мария Федотова, Москва, специально для портала "Детски-Лучики".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Влияние детства на взрослую жизнь |